ԳԻՏՈՒԹՅՈՒՆ և ԲԱՆԱԿԱՆ ՆԱԽԱԳԻԾ

Раскрывая тайну жизни

«150 лет тому назад Чарльз Дарвин своей теорией естественного отбора совершил переворот в науке. Сегодня же налицо кризис этой теории. Концепция Разумного Замысла катализировала дальнейшие интенсивные научные поиски и обсуждение причин происхождения жизни на Земле. Эта идея вдохновляет всё большее число учёных. Она обладает потенциалом, способным пересмотреть сами основы научного мышления». [Авторы фильма «Раскрывая тайну жизни»]

 

Всё большее число учёных на научных основаниях переходит к концепции Разумного Замысла, как объяснения происхождения живого мира.

Сам Чарльз Дарвин сказал: «Если станет возможным продемонстрировать существование сложного органа, который не мог быть создан многочисленными последовательными незначительными изменениями, то моя теория потерпит полную неудачу». [Ч. Дарвин, Происхождение видов, [1]

Но такой момент уже давно настал: всё больше биологов убеждены в том, что для многих органов и систем невозможно вообразить их хотя бы принципиальное возникновение «многочисленными последовательными незначительными изменениями».

«Демонстрация существования сложного органа, который не мог быть создан многочисленными последовательными незначительными изменениями» состоит уже в простейшем жгутиковом механизме перемещения. Этот орган содержит в себе вмонтированный в мембрану бактерии электромотор, состоящий из подшипника, статора и ротора [2]. — Если появится ротор (жгутик), то какая от него польза без статора? А если — статор, то что толку без ротора? Если даже самообразуется вся движущая система, то она не управляема, пока не самовозникнет система навигации. Самовозникновение же всего набора сразу совершенно нереально, да и это будут уже не незначительные изменения.

Биохимик Майкл Бихи обнаружил и показал на многих примерах явление “Irreducible complexity”. — В сущности, это теоретически оформленная разновидность давнего аргумента «какое преимущество/польза от начальных этапов возникновения ‘полезных’ органов?». Понятие «сложность, неподдающаяся уменьшению» означает существование для системы (как искусственной, так и живой) минимального набора компонентов, при отсутствии любого из которых система полностью нефункциональна.

Послушаем Дина Кеньона, автора книги «Биохимическая предопределённость» (“Biochemical Predestination”) — наиболее влиятельной монографии в сфере химической эволюции на протяжении двух десятилетий. Мнение этого биохимика особенно ценно, поскольку он был видным эволюционным авторитетом, создавшим собственную школу, но на определённом этапе принципиально изменил своё мнение. В начале 1980-х гг., после ознакомления с новыми аргументами и фактами и попыток теперь уже в их свете построить естественно-научную схему происхождения живых систем, он перешёл от эволюционизма к идее Разумного Замысла.

«У нас не остаётся ни единого шанса объяснить при помощи химической эволюции возникновение хотя бы простейшей клетки. Поэтому меня очень привлекла концепция разумного создания жизни, поскольку она несла простой здравый смысл и к тому же учитывала многочисленные современные научные открытия. Это просто замечательное явление — такой прекрасно настроенный и, в то же время, такой миниатюрный механизм! Это ли не подтверждение, что у него есть разумный проектировщик и создатель?» [Дин Кеньон, в фильме «Раскрывая тайну жизни»]

От нас требуется лишь сделать выводы, соответствующие накопленным фактам (сами факты несомненны); а уже оценивать, где ещё подобные выведенные идеи содержатся, как это может повлиять на мировоззрение и т.п., — это уже не наша задача. Наша задача сделать соответствующие фактам выводы. Вот, как об этом говорит молекулярный биолог Скотт Минних:

«Полагаю, что мысль о замысле является истинной. Мы не в состоянии объяснить происхождение упомянутых выше систем законами природы. Если мы действительно хотим узнать правду, и если эти системы действительно возникли в результате замысла, — то тогда в чём проблема?! Мы знаем, что существуют неопровержимые данные, из которых нам только следует сделать соответствующие выводы. — Прекрасно, так и должно быть». [Скотт Минних, в фильме «Раскрывая тайну жизни»]

Стив Мейер, доктор естественных наук, философ, говорит о безальтернативности на сегодняшний день идеи интеллекта как причины возникновения жизни:

«Всё XIX столетие учёные полагали, что существуют два основополагающих фактора — материя и энергия. В начале XX века появился третий краеугольный камень, с которым должна считаться наука, — это информация. Когда мы имеем дело с биологией века информации, возникает и укрепляется понимание того, что молекула ДНК является реальным доказательством разума, реальным доказательством интеллекта. Это то, что может быть объяснено лишь с помощью представлений о Разумном Замысле». [Стив Мейер, в фильме «Раскрывая тайну жизни»]

Научность концепции Разумного Замысла

В XIX веке научный мир договорился исключать интеллект из числа причин, приемлемых в качестве научного объяснения чего-либо. Это так называемое методологическое естествознание. Интеллект оказался исключённым из науки в качестве возможной причины происхождения жизни, видов и других структур природы.

Но это недостаточно обоснованное требование, ведь мы постоянно сталкиваемся с интеллектом как научно приемлемой причиной чего-либо. Найдя, например, иероглифы на камне никому не придёт в голову отбрасывать возможность интеллектуального объяснения их происхождения. Т.е., с «методологическим естествознанием» явно не всё в порядке.

Стив Мейер, доктор естественных наук, философ науки говорит о научности вывода о решающей роли разума в появлении живых систем:

«Известно, что разумные существа могут создавать информационно насыщенные системы. Наши [вообще людские] доказательства основываются не на том, чего мы не знаем, но на том, что мы знаем о причинно-следственной структуре мира. Нам неизвестны естественные причины появления информации. Этот процесс нельзя объяснить с материалистической точки зрения, — во всяком случае, это не естественный отбор, не процессы самоорганизации и не случайность. Нам, однако, известен один фактор, действительно способный производить информацию, и этот фактор — разум. Поэтому, когда люди из наличия информации в ДНК делают вывод о наличии замысла, они, с точки зрения исторической науки, приходят к здравому и очевидному заключению. Когда мы находим информационно насыщенную систему в клетке, а точнее, в молекуле ДНК, мы можем сделать вывод о том, что решающую роль в появлении такой системы сыграл разум». [Стив Мейер, в фильме «Раскрывая тайну жизни»]

Пол Нельсон, доктор биологии:

«С моей точки зрения, наибольшая привлекательность концепции Разумного Замысла состоит в том, что она даёт нам новый исследовательский инструментарий, новое объяснение, имеющее серьёзное научное обоснование. Разумные причины являются реальными, а научные теории обладают здравым смыслом только тогда, когда занимаются поисками истины и не закрывают глаза на очевидные факты». [Пол Нельсон, в фильме «Раскрывая тайну жизни»]

Майкл Бихи, доктор биохимии, автор книги «Darwin’s Black Box»):

«И то, как мы приходим к выводу о разумном замысле в случае с бактериальным жгутиком, ничем не отличается от разумного замысла в случае с подвесным лодочным мотором. — Сразу бросается в глаза поразительное взаимодействие всех его компонентов, и мы понимаем, что кто-то всё это придумал и создал. То же самое относится и к биологическим механизмам. Иначе говоря, идея о Разумном Замысле является полностью научной». [Майкл Бихи, в фильме «Раскрывая тайну жизни»]

Джонатан Уэллс, автор книги «Иконы эволюции»:

«Когда я объективно изучаю факты, не исключая возможности замысла, сама идея замысла представляется наиболее правдоподобной. Поэтому я полагаю, что она верна». [Джонатан Уэллс, в фильме «Раскрывая тайну жизни»]

Пол Нельсон, доктор биологии:

«В основе наших научных исследований лежит мысль о том, что Вселенная рациональна и постижима. При этом, она начертана [спроектирована?] Высшим Разумом именно для того, чтобы стать понятной всем. Это позволяет нам более осмысленно взглянуть на мир. Если бы всё это было каким-то случайным хаотическим образованием, то здесь нельзя было бы ожидать какой бы то ни было рациональности. Однако же всё это является продуктом разума, который хотел, чтобы всё это стало понятным, и тогда наука становится прекрасной возможностью познания неведомого, где можно увидеть рациональность, красоту и ясность, лежащие в основе всех её понятий». [Пол Нельсон, в фильме «Раскрывая тайну жизни»]

 

Թողնել պատասխան

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Փոխել )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Փոխել )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Փոխել )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Փոխել )

Connecting to %s